Главная Дерево сайта Написать письмо

П.П. Медведьев

МЕДВЕДЬЕВ ПОТАП ПОТАПОВИЧ

Для регистрации нажмите здесь

Где купить

Книги можно приобрести:


Интернет - магазин колониальных товаров Тирупати ,
 
Книжные магазины:

 

"Роза Мира - 1" (Садовая 48),

"Роза мира - 2" (6-я красноармейская д.23)

 

Возрастное изучение истории

 

Мы все учились понемногу,     
И оттого шагаем в ногу…         
     
 

     Как мы знаем, с преподаванием истории в школе (за редким исключением) далеко не всё в порядке:

  • отсутствуют учебники, которые были написаны на детском языке и подавали исторические проблемы адаптировано для детского восприятия; 
  • незначительно количество преподавателей, кои могут доступно обяснять школьнику исторические реалии
  • дети плохо усваивают материал, который до них пытаются донести педагоги

    

     В результате, история, как предмет, становится не источником живого и непосредственного интереса, а деталью школьной рутины. И вот что забавно - всё это происходит на фоне огромного и практически неиссякаемого интереса к истории у взрослых. Подрастая, эти самые бывшие дети, всё более и более охотно читают и исторические романы и научные книги. Несмотря на оставшуюся оскомину от школьных штудий, пасынки богини Клио теперь уже самостоятельно изучают карты, составляют таблицы, ведут между собой нешутейные споры и даже потворствуют искусу написания собственных работ. Причём, обратите внимание, многие из них жалеют, что невнимательно учили историю в школе. Кто-то винит в этом учителей, кто-то учебники, кто-то неспособность родителей помочь. И так сия словесная пря шествует из поколения в поколение, а воз школьного преподавания истории и ныне там. И что же нам сделать, чтобы сдвинуть эту ситуацию с мёртвой точки? Как поступить?  

     Да, вообщем-то, как всегда - методом "не мудрствуя лукаво": раз взрослый человек интересуется историей от удовольствия, надо сделать так, чтобы это удовольствие было и у ребёнка. То есть надо излагать историю на его "ребёночном" уровне. Правда, у этого, знакомого и понятного многим подхода, есть своя тонкость. И состоит она в том, что подросток во время школы (т.е. с 7-и и до 17 лет) проходит не один, а два этапа развития. Первый - с семи до четырнадцати лет, второй - с четырнадцати до двадцати одного года*. Эти цифры рождаются не в больном мозгу отвлечённого философствования, а из чистого знания физиологии. Согласно этой науке, организм каждого человека полностью перерождается каждые семь лет. В некотором роде, каждые семь лет мы становимся новыми. Все, без исключения, органы перерождаются, изменяясь в своём развитии. Мозг и нервная система тому не исключение. Так что, мозг ребёнка, к примеру, в шесть лет это нечто иное, чем мозг того же ребёнка в восемь лет - в нём наличествует структурная перемена. И раз эти "мозги" разные - то и воздействовать на них надо по разному. 

 

      Возвращаясь же к школьному обучению, ещё раз отметим, что на него приходится не один возрастной период, а два (подростковый и юношеский). А раз их два - то и преподавать историю надо двумя близкими, но всё же разнящимися способами. Преподавание истории не следует растягивать на все 11 классов.  К 14-ти года её следует закончить, а с 15-ти лет её следует начать преподавать по "второму, расширенному кругу". 

           Один мой хороший знакомый прокоментировал высказываемые идеи следующим образом. Он говорил так: "Разглядывая окружающий мир человек, особенно по младости, не способен рассматривать его досконально. Наблюдая, к примеру, дерево
он вначале обратит внимание только на яркость его цветов. Продолжая разглядывать, он заметит соцветия, затем идущие от них веточки. Потом ветви побольше, ветви стволообразующие, затем сам ствол, а потом и корневище. Если будет особенно талантлив, то заметит корни, порассуждает о семенах, из которых взросло данное деревце и наконец, заметит огромную и чудесную землю, в которой произрастает как это само это дерево, так и громадное множество прочих...

 

     Мне нравится это высказывание. Особенно оно приятно тем, что логично показывает бесполезность наших преподавательских попыток дать ребёнку картину миру сразу всю и целиком. Он её "не потянет". Сначала для него вполне достаточно лишь цветов -  ярких поступков как отдельных личностей, так и небольших коллективов. Потом можно перейти к соцветиям - антуражу этих событий. Потом - к веточкам: происхождениям этих событий. Затем посмотреть как наша веточка событий сливается с более крупной веткой событий мировох событий и т.д. 

 

      Сии соображения, будучи переложенными на преподавание истории, ведут к пониманию того, что  изучение истории не должно заканчиваться ни школой ни ВУЗом. История это то, что сопровождает нас всю последующую жизнь. А посему подход к изучению исторических дисциплин должен меняться в зависимости от последовательности 7-и летних периодов обновления организма. В идеале этим, через организацию публичных лекций специалистов, историко-культурных туров, специализированных возрастных выставок, археологических экспедиций, исторических реконструкций и т.п. должно заниматься государство. Но такого мы, по всей вероятности, не дождёмся. А посему - "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!" как сказано в известном фильме. Что, в общем-то, каждый из нас делает самостоятельно. Основываясь на этих соображениях, позвольте кратко изложить схему возрастного обучения и преподавания истории. 

 

Изучение и преподавание
истории в довузовском периоде

 

     Первый учебный возраст (до 7-и лет). Первый учебный возраст характерен тем, что слово "учебный" в нём совершенно лишнее. Детей до семи лет целенаправлено учить и, в частности, истории совершенно лишнее. Сказочного пересказа исторических реалий будет вполне достаточно.

 

     Второй учебный возраст (от 7-и до 14-ти). В этом возрасте, когда мозг перестроился с эмоционального на логическое восприятие,  обучение, действительно, начинается. Медленно сдвигаясь со сказочных сюжетов можно смело подвигаться в изучение истории своей родины. Историческая канва должна подаваться поверхностно, а упор следует делать на подвиги, а также на яркие и броские реалии. 

 

     Третий учебный возраст (от 14 до 21 года). Время "молодых волков". Этот возраст характерен тем, что молодого человека остро интересуют границы своего племени, а также возможность их нарушить и посмотреть, что из этого выйдет. В смысле преподавания истории для него будет наиболее важным научиться определять своих и чужих. Здесь уже можно показывать топографические карты, общие планы наступлений и отступлений. Давать общую оценку собственных сил и сил противника. Выходить за границы стран-контактёров и рассказывать о прочих странах (с которыми мы не контактироали) - малопродуктивно.

 

Вузовский период


     Четвёртый учебный возраст (21-28 лет); с начала возраста образования носогубной складки до возраста вырастания всех зубов мудрости. Основной девиз: экспансия. Если предыдущий возраст отличало стремление уяснить границы своего и чужого, то в четвёртом возрасте важно шагнуть через эти границы.

     Этот возраст очень сложен и очень спорен в развития и человека и общества. Мы можем, конечно, накинуть удавку на шею молодым людям этого возраста и принудить их просиживать штаны в офисе, но таким образом мы только загоняем внутрь их возрастные инстинкты. Пользы от этого насильственного пацифизма будет немного, но главное, что подобными действиями приведут к неудовлетворённым комплексам, которые со временем скажутся не только на них самих, но и на их близких, родственниках, друзьях, а в конечном счёте и на государстве. Посему государству не стоит становиться на пути созревания личности, загоняя внутрь его возрастные инстинкты, а ему должно использовать созревшую энергию. Молодой человек должен постранствовать, побывать в реальном бою, попробовать на своей шкуре что значит дружба, предательство, лицемерие; что значит кровью отвечать за ошибки других и лично вкусить ещё много ценных и полезных вещей.

     Сделать это не столь уж сложно: надо только научиться с 7 лет сводить подростков в молодёжные лагеря и до самой свадьбы учить их жизни мужчин. Не стесняясь отправлять в наёмничество, если на родине в это время мир и стабильность. Только в этом случае большинство из них (а не единицы как сейчас) вырастут теми мужчинами, о надёжном плече которых так мечтают женщины. Возвращаясь к преподаванию истории, следует сказать, что в этом возрастном промежутке преподавание её, также должно соответствовать возрасту и психическому содержанию. Акценты этого обучения должны перераспределяться следующим образом:

  • Динамическое преподавание истории, т.е. история родной страны ещё раз должна быть пересмотрена с точки зрения расширения и убыли территории на протяжении всего исторического развития. Т.е. это должна быть история войн, захватов, поражений, восстания из пепла и т.п.
  • Понятие своя-чужая история должно быть перераспределено по принципу "50 на 50"
  • Большое значение должно придаваться изучению истории, языка и обычаев, как соседних стран, так и стран в которые молодые люди направляются в наёмничество.

Изучение и преподавание
истории в после-Вузовском периоде

      Пятый возраст у молодых людей случается с 28-и и до 35 лет, когда попробовав жизни и, заработав честным ратным трудом денег, они возвращаются домой. Пятый возраст - это время женитьбы, образования брачных пар и рождения первых детей. В этом же ключе должно рассматриваться и продолжение исторического образования:

  • Пятый возрастной промежуток это время изучения союзом и рассмотрения плодов этих союзов: какие выгоды можно получить образуя соглашения
  • Своя и чужая история по прежнему должны быть рассматриваемы в пропорции 50 на 50
  • И как в предыдущий период, большое значение должно придаваться изучению истории, языка и обычаев, как соседних стран, а также стран, которые находятся "за соседями"

     Шестой возрастной промежуток (35 -42 года). Шестой возраст - время уяснения предназначения семьи, своих новых прав и обязанностей, как в семье, так и в обществе. Шестой возраст это пик физического могущества, тело впервые начинает отказывать совершенно естественным образом и становится понятно, что для качественного продолжения жизни необходимы опыт, знания и разумения. Девиз шестого возрастного периода: устроение крепкой семьи. В связи с этим историческая тематика уместная для этого периода следующая:

  •       Изучение основ построения государства как большой семьи, его скрепляющих и разъединяющих моментов
  •       Доминанта "свой-чужой" должна быть по прежнему в положении "50 на 50"; что позволит детальнее рассмотреть собственную историю через инородные примеры
  • Именно в этот период следует начинать прививать интерес к изучению истории через настоящие источники (реальные тексты, грамотки, указы, договоры и т.п.)

     Седьмой возраст начинается в 42 года и заканчивается в 49. Его отличает расширение понятия семьи до уровня более крупных объединений: группы семей, соседской общины, производственных образований. И соответственно рассмотрения правил их образования, условий существования и обыкновений распада. Канва исторического обучения здесь такова:

  • Изучение потребностей государства в сравнении с другими государственными объединениями: ресурсы и потребности, природные богатства и возможности
  • Опорная точка для размышлений уже не рассуждения исследователей, а собственный анализ историко-этнографических источников
  • Выстраивание собственного генеалогического древа

      Восьмой возраст это промежуток между 49-ю и 56-ю годами. Это время государственного человека, не разбрасывающегося по пустякам, склонного и умеющего всё сделать за один раз (без переделок), видящего себя достойным и важным винтиком государственной машины. Этому периоду будут уместны следующие исторические "штудии":

  • Глобальная геополитика. Уяснение потребностей и возможностей единого клубка международных государств
  •       Совершенствование анализа исторических источников, а также работ исследователей, также опирающихся только на источники
  • Нахождение места своей генеалогии в едином теле государственного организма

      Девятый жизненный возраст (56-63 года) - время уяснения себя не только гражданином государства, но и сознательным и ответственным гражданином планеты Земля. Сие выливается в подобные историко-культурные реалии:

  • Изучение потребностей и возможностей планеты Земля, как одного большого живого организма (экология, эсхатология, экуменизм)
  • Переключение на работы людей мыслящих глобальными мировоззренческими категориями, не опирающимися на конкретный исторический материал
  • Собственная генеалогия в свете мировых исторических процессов

     Десятый возраст (63-70 лет). Выход за пределы планеты Земля. Осознание её как одной из множества подобных величин. Уяснение правил сосуществования и выживания. На этом месте история в её обычном понимании заканчивается, уступая место теориям рождения, существования и разрушения планет, галактик и миров. Десятый возраст как таковой уже не предполагает возможностей подключения государства на обучение, так что с этого периода обучение переходит на чисто личностный подход

       Одиннадцатый возрастной кусок жизни (70-77 лет) увязан в познавательном процессе с понятием и знанием о Едином, когда наравне с понятие видимого и доступного пониманию мироздания, рядом вырастает несоразмеримое с ним по мощи и объёму здание невидимого и, что особо важно, не доступного пониманию человеческого ума, Непознаваемого. Того самого Непознаваемого, что не под силу воспринять человеческому уму по причине его ограниченности. Одиннадцатый период человеческой жизни это попытка соединить познаваемое и непознаваемое, видимое и невидимое, доступное и недоступное в Одно. На этом этапе этого будет вполне достаточно.

       Двенадцатый отрезок жизни это подготовка скачка в небытиё (как собственно первый отрезок это скачок из небытия). Однако, эту тему, в пределах данной работы мы поднимать не будем. Несмотря на то, что её ценность и значимость несравненно более велики, чем тема, заявленная для данной статьи.

   Ответы на вопросы, возникшие у тех,

кому довелось прочитать статью до конца:

 

  • Да, безусловно, изложенная схема чисто умозрительная и допускает небольшую коррекцию чисел в ту или иную сторону
  • Да, она совершенно не жизненна, ибо данная историческая эпоха не предполагает наличия политической воли для реализации её в жизнь
  • Нет, предложенная схема обучения (глазная), характерна только для мужчин; женская схема изучения истории (ушная), в некоторых деталях повторяет мужскую, но в целом принципиально иная
  • Нет, схема ориентирована на среднестатистического человека. Подходы для гениев, и их близняшек-даунов, в связи с отличием их жизненных задач от задач обычных людей, иные

  

-----------------------------------------------------------------------------------
 *
Следует, правда, учесть, что говоря о 7-и годах, 14-и, 21-м мы должны понимать, что сроки это общие. Что когда мы "опрокинем" их на живых людей, то для каждого ребёнка эти цифры будут слегка различны: у кого-то цикл перерождения организма случается в 7 лет, у кого-то в 6 с половиной, а у кого-то и в 7 с половиной и т.д. В принципе, процессы взросления и перестройки лучше отмечать не по цифрам, а по непосредственным физиологическим проявлениям. Например, семилетнее перестроение организма отмечается не цифрой семь, а сменой зубов, с молочных на основные. Как только это произошло - можно считать, что первый период жизни у человека пройден. Второй будет пройден, когда у ребёнка начнётся половое созревание, третий - когда на лице у него образуется носогубная складка и т.д.


 

?aeoeia@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика